Липецк
Информационный сайт Липецкой области
г. Липецк и Липецкая область
Справочник г. Липецка
Липецк
Область
Краеведение
Археология
 
 

   
 

О добыче древесного угля в Воронежском крае в XVI-ХVIII веках

1. ТРАДИЦИИ И ОСОБЕННОСТИ

На страницах исследований архитектуры Ельца есть большие белые пятна. Работая над "Ох-ранными зонами" для исторической части города, московские исследователи поставили цель - выявить наиболее интересные здания и сооружения, чтобы сохранить их в дальнейшем как па-мятники архитектуры. Но как оказалось, их внимание обошло целый раздел интересных па-мятников. Это памятники елецкого народного деревянного зодчества XVIII - начала XIX веков. О них так необходимо сейчас замолвить хоть слово, чтобы не забылись и они, не обойдены были ни торопливым вниманием специалистов или просто любителей архитектурных древно-стей, ни самих владельцев домов, в жизненной суете не обращающих внимание на свой дом до поры: пока - не дай бог! - не протекла крыша.

О том, что на юге средней полосы России могут быть памятники деревянного зодчества, речь как-то не заходила. Возможно, где-то за семью печатями и есть работы, посвященные этой теме - неизвестно. Известно лишь огромное количество книг, работ, монографий, посвя-щенных исключительно русскому Северу, отчасти Сибири и Уралу, привилегией которых тра-диционно считается деревянное зодчество. Поэтому, когда довелось в стенах Министерства культуры РСФСР завести разговор на эту тему, один из работников министерства, всю жизнь занимающийся памятниками нашего отечества, не мог поверить, что в Ельце есть дома, сруб-ленные из дуба. Да, весь север России срублен из сосны, лиственницы, но разве можно проч-ность сосны сравнить с дубом? Потому-то построек XVIII - начала XIX века на севере не так много, и большинство из них - культовые сооружения. Жилые здания начала XIX века там считаются по пальцам. Основная особенность раннего периода Елецкого деревянного зодчест-ва - применение дуба как основного строительного материала. Жилые дома в Ельце вплоть до середины XVIII века строились исключительно деревянными, и наиболее распространенным строительным материалом был дуб. Из него срублены были крепостные стены города и жилые дома. Благодаря прочности дуб был непревзойденным по долговечности материалом. В услови-ях Елецкого климата сруб из дуба может простоять несколько веков. Если бы не частые пожа-ры... Крытые в основном соломой, дома быстро загорались, и пламя от них мгновенно пере-брасывалось на соседние. Свидетели этих пожаров - документы XVIII века - рассказывают нам: "В нынешнем столетии вытерпел он (город - А.Н.) сильныя пожары. Первый в 1745 году июня 22 дня весь город без остатку и со всеми слободами сгорел. Второй в 1761 году июля 31 дня также немалая часть дворов выгорела. Третий в 1769 году 10 дня згорело одних домов 824, церквей 5, лавок 208 и протчаго весьма много, после чего начал он строиться по плану Ея императорским Величеством, весьма изрядно имеет прямыя и широкия улицы"1. В 1787 году, когда был написан этот документ, в городе было 1163 жилых дома, из них лишь 56 каменных, 128 деревянных на каменных фундаментах и 979 деревянных сплошных, то есть срубом стояв-ших прямо на земле. Вполне понятно, что последним труднее всего было сохраниться до на-шего времени, так как нижние венцы их, соприкасаясь с землей, постоянно подгнивали. Ни один дом из "сплошных" не дошел до нашего времени.

Центр вновь отстраиваемого по плану города должны были составлять исключительно ка-менные дома. Деревянная застройка допускалась лишь за современными улицами: Советская, Свердлова, частично Профсоюзная, ул. Октябрьская до Бабьего базара также целиком застраи-валась каменными домами. Здесь и сложилось основное городское ядро, заселенное сплошь богатыми людьми. Те, кто не в состоянии был выстроить каменное жилье, по приказу выселялись в район улицы Комсомольской, где им выделялось несколько кварталов застройки. По-крытие крыш соломой в городе категорически запрещалось. И хотя соломенные покрытия за-менил тес, луб (то есть древесная кора), а в наиболее богатых домах - металлическая кровля, крыши сохранили традиционные черты ската.

По очень редким архивным упоминаниям о домах Ельца XVII, XVI веков и более раннего времени трудно в деталях представить их облик. Известно, что заселение Ельца с древнейших времен шло из Черниговских, а впоследствии с северных земель, в частности, из Ростова Вели-кого, Рязани, Тулы, поэтому характерно, что традиционный тип елецкого жилища складывался из среднерусского или южнорусского типов жилищ. Но если для сельской местности более ха-рактерны южнорусские черты, то городские дома Ельца планировочно несут в начальной ста-дии своего развития среднерусские традиции, развившиеся в дальнейшем в самостоятельный тип, свойственный классическим каменным постройкам, широко распространившимся в горо-дах России со второй половины XVIII в.

Как известно, общий облик здания складывается из его конструкций. Что же елецкий дом взял из праобразов, а от чего отказался, как от ненужного? Так как соломенная кровля, приме-нявшаяся некогда в елецких домах, имела уклон около 45 градусов и сохранилась четырехскат-ной, в ее конструкции нет коньков в северном понятии, а также куриц, водотечней, охлупней, фронтонных карнизов. Все эти элементы, обязательные в жилище севера, там конструктивно необходимы и создают своеобразный облик дома. Из декоративного убранства фасадов от се-верного жилья елецкий дом сохранил лишь оконные наличники, въездные ворота с калиткой и крыльца. В описании воеводского двора в Ельце XVII века так описаны постройки: "В городе царский двор что живут воеводы около двора городьба, передние ворота створчатые, вереи и щиты дубовые, непокрыты. От тех передних ворот городьбы до поварни, пятнадцать звен, а от поварни да задних ворот пять звен, задние ворота худы, от ворот да попова двора Николского городбе доброно в забор. На дворе строения: 4 горницы на жилых подклетях, повалуша на подклете же, меж ими четверы сени, а в сенях два чулана, изба поварская, к поварни прирублен чулан, канюшня ветха, житница погребица, две клетченки открыты, баня, погреб 3 сажен сруб-лено в дубовом лесу. На погребу поставлена житница старая, липовая, ледник срублен в дубо-вом лесу 3 сажен. Меж погреба и ледника в задней чулан к леднику прирублен онбар в липо-вом лесу 6 сажен, онбар дубового лесу 3 сажен"2.

Как видно из описания, четыре жилых помещения - горницы - стоят на "подклете" - высоком полуэтаже, используемом в хозяйственных целях, на подклете же стоит и повалуша - высокая жилая башня со светелкой наверху. Почти все постройки срублены из дуба. Интерес представляют дубовые передние ворота, у которых упоминаются "вереи". Вереи - декоратив-ные столбы ворот с витым орнаментом в виде свитых веревок. Над "щитами" - створками во-рот - двускатная кровля; здесь она по какой-то причине отсутствует, и это оговаривается осо-бо, как исключение. Фрагменты древних ворот сохранились у дома № 46 по улице Комсо-мольской. Здесь на массивных дубовых стойках ворот объемная резьба "вереи" в виде витой полуколонки, прерывающейся в центре столба круглым диском - солнышком. Эти солнечные знаки - основной элемент орнамента во всех деревянных жилых постройках Ельца на рубеже XVIII-XIX веков.

Среди абсолютно четырехскатной формы покрытия домов есть редчайшие примеры самцовых кровель. Такой дом середины XIX века сохранился по улице Советской № 31 и является отголоском влияний северных традиций на елецкое зодчество. Треугольный фронтон его на-бран из бревен и благодаря такой инструкции резко выделяется из застройки улицы. Конст-рукция дубовых срубов складывалась из горизонтально уложенных венцов с рубкой в "обло с остатком", то есть с выпуском торцов бревен на 15-20 см для большего сохранения тепла. Для сплачивания венцов, чтобы не затекала вода, продольный паз выбирался в нижней части бре-вен, но в Ельце были образцы более древней конструкции с продольным пазом в верхней час-ти бревна - это остатки разобранного дома по улице Маяковского.

"Рубка дома" - понятие точное, применимое ко всем деревянным строениям вплоть до се-редины XIX века. Эти слова говорят о том, что весь дом в ту пору от нижнего венца до кровли строился с помощью одного инструмента - топора. Поперечная пила тогда почти не применя-лась, так как она разрушала волокна древесины, и торцы бревен через капилляры "втягивали" влагу, а топор заминал их, уплотняя древесину и предохраняя тем самым от загнивания. Тако-вы торцы большинства елецких домов, выстроенных до середины XIX века. На первый взгляд, бревна в них кажутся распиленными пилой, но внимательно присмотритесь к ним, проведите рукой по бревнам, срубленным два столетия назад, и вы увидите зазубрины от ударов топора, почувствуете почти каменную крепость древнего сруба.

На срубы, как правило, шел дуб относительно ровный, но и не имеющий идеальной пря-мизны. Елецкие плотники с веками научились так подгонять непослушные дубовые венцы друг к другу - хоть воду в сруб наливай! И по сейчас стоят такие срубы: посмотришь, словно тело живое, узловатое, вся в движении стена дубовая, ни одной прямой линии, ни щелочки не най-дешь, как слитая! Дерево выбирали: кто побогаче - в пять-шесть вершков (21-27 см), а кто победнее или на сарай - в три-четыре вершка. Леса в ту пору поболе нынешнего было в окре-стностях города. "Под Ельцом было 25 дач (то есть лесов), размеры которых доходили до 300 десятин, и почти сплошь в них рос дуб и осина с толщиной у корня в среднем 2-4 вершка. Так что уже в ту пору деревья, годные для строительства, приходилось выбирать"3. А когда по-сле крепостной реформы 1861 года почти все леса в Елецком уезде были выкуплены у помещи-ков и пошли под топор и на продажу как деловая древесина, тогда только стали завозить в Елец сосновый лес для строительства из северных уездов России. Правда, некоторые купцы вели себя осмотрительно, по-хозяйски смекнув, что хоть "за морем телушка полушка, да дорог перевоз", и решили сберечь остатки лесов, что над Ельчиком, Пальной и другими речками ме-стами еще сохранились, не изводить и пользоваться ими разумно. Хорошо известный всем Хо-дов лес принадлежал в конце XIX века елецкому купцу Стратону Ходову. План дачи его, зани-мавшей 53 десятины с гаком, разделен был на семь делянок в 1892 году, последующие должны были вырубаться по порядку через 6-7 лет, и к 1930 году наступала очередь последней делян-ки, а в 1936-1937 годах на первом участке снова шумел 45-летний дубовый лес. Но в общем для Ельца второй половины XIX века характерно уже применение привозной сосны как основ-ного строительного материала.

Из конструктивных особенностей деревянного гражданского строительства XVIII - начала XIX веков нужно отметить высокие каменные цоколи-подклеты. В них, как правило, есть ко-ваные двери со двора. Цоколи складывались из пятивершковых грубо отесанных блоков изве-стняка на известковом растворе, в отличие от поздних построек второй половины XIX века, которые имели гладко отработанные поверхности и толщину блоков в 7-8 вершков. Подклеты этих домов массивны, бревенчатые стены сидят глубоко внутри от их края. Нижние два венца снаружи заложены одним-двумя рядами крупного кирпича крестовой кладки, отлив к цоколю сделан тычковым рядом наклоненного от сруба кирпича с известковой обмазкой и побелкой.

Потолочное перекрытие делалось в виде наката сначала из дубовых плах, позже - из сосновых, забранных четвертью в продольные пазы потолочной матицы. Бревна сруба изнутри чаще всего стесывали на четверть. Полы, потолки, стены имели естественную фактуру дерева. Позже, в первой половине XIX века, стены начали оклеивать обоями, сначала прямо по бревнам, сохра-няя все неровности сруба, в конце XIX века обивались дранкой, штукатурились и лишь затем оклеивались обоями. Елецкие дома рубежа XVIII-XIX веков имеют высокую верхнюю над-оконную часть сруба с несложным, но хорошо развитым карнизом, подчеркивающим строгость и чистоту всех линий фасада. Возможность устройства высокого карниза достигается здесь пу-тем наращивания основного сруба дополнительными двумя-тремя венцами над уровнем пере-крытия. Кроме улучшения пропорций, это служит и чисто утилитарным целям - возможности доступа к самым недоступным местам при ремонте кровли. Почти на всех крышах зданий се-редины XIX века имеются слуховые окна в виде полукруглых люкарн с треугольными фронтонами над ними, с двускатной кровлей.

2. ПЛАНИРОВКА

Древнейшим типом жилого елецкого дома был дом с трехчастной планировкой: посредине сени, налево и направо - жилые комнаты. Таким, только двухэтажным и более развитым, был воеводский терем в Елецком государевом дворе XVII века. Такая планировка дома воеводы XVIII века на улице Огородней. Такими же сохранились практически все сельские дома Елец-кого района: здесь сени разделяют теплую избу и холодную летнюю "горницу". В XVIII веке планировка городского дома становится иной.

Простейший тип городского жилого дома для Ельца рубежа XVIII - XIX веков - дом-кре-стовик с двумя внутренними, продольной и поперечной стенами сложился таким образом, что в парадной части дома, выходящей на улицу, как правило, было две комнаты, одна из кото-рых - "зала" -имела 3 окна, реже 2, вторая гостиная - 2 окна. В дворовой части находились в одной половине кухня с сенями, в другой - спальня. В центре стояла изразцовая печь-голланд-ка, топившаяся из сеней и обогревавшая сразу три комнаты. Часть печи, выходившая в боль-шую комнату, имела, как правило, скошенное по диагонали "зеркало", что позволяло обогре-вать дальний угол "залы". Кроме того, на кухне была русская печь, замененная почти повсеме-стно плитами или утраченная совсем. Таким образом, получалось четкое функциональное зонирование: передняя часть дома - парадная гостевая, задняя - зона спален и хозяйская. Позже, когда дома стали строить в семь окон по фасаду, и прибавилось еще по одной комнате в дворо-вой и парадной части, то и тогда функции их сохранились. Появилась анфилада со сквозным проходом через комнаты и еще одна печь. В наиболее богатых городских особняках появились коридоры, разделяющие парадную и дворовую половины.

Окна тогда стали иметь разный размер: на улицу выходили высокие с соотношением шири-ны окна к высоте один к двум, со двора - ниже, с соотношением один к полутора. Это оправ-дывалось еще тем; что потолки в жилой, дворовой половине делались ниже в целях экономии тепла. Такое функциональное разделение дома на жилую часть и парадную с разделением их коридором сохранилось и в дальнейшем, несмотря на увеличивающиеся со временем размеры городских особняков.

3. НАЛИЧНИКИ

Главным украшением елецких домов, безусловно, являются наличники. Известно, что на Руси наличник как декоративный элемент стал использоваться лишь в XVIII веке. До этого его роль играли конструктивные элементы окна - брусья-косяки с поперечным брусом - прито-локой. В Ельце таких простейших окон не найдено. Но есть наличник, сохранившийся лишь частично в прирубе дома № 35 по улице Островского в Черной слободе. Его истоки - в офор-млении окон первых мазанок Петербурга начала XVIII века. Окно сохранило и подлинный од-ностворчатый ставень на кованых навесах с металлическим прутом-шкворнем, продевавшимся в отверстие оконной коробки и накрепко замыкавшимся изнутри дома. Во второй половине XIX века такие ставни в Ельце почти не делались.

Второй тип наличников можно условно отнести к "барочным". Их, при всей амплитуде вре-мени, в которой они изготавливались (от первой половины XIX до середины XX века), объеди-няет то, что рисунок их навеян наличниками каменных строений конца XVII - середины XVIII века. Поразительно то, что они донесли до нашего времени отголоски уже не существу-ющих, но давно бытовавших в Ельце каменных палат и храмов той эпохи, позволяют лучше понять истоки народного творчества, его живучесть. В большинстве своем даже современный мастер, берущийся порадовать свой дом замысловатым наличником, при всей свободе творче-ства, порой несознательно, но внесет в его рисунок какой-либо элемент, триста лет назад укра-шавший елецкий храм.

Скорее всего, эклектичность таких наличников идет от официального возвращения камен-ной архитектуры во второй половине XIX века к формам XVIII века, которые оборачивались, в основном, лишь поверхностным, декоративным отношением к древнерусскому зодчеству.

Третий тип наличников - "с солнышками". Название это условно, но оно почти всегда под-тверждается, когда речь идет о солярных украшениях зданий, которые являются древнейшими из сохранившихся деревянных жилых домов Ельца. Если второй тип наличников может укра-шать здания, строившиеся на протяжении всех последних 150 лет, и имеет разнообразный ри-сунок, то наличники третьего типа всегда относятся к периоду развития классицизма конца XVIII - первой половины XIX века и позже никогда практически не применялись. Их отлича-ет строгость пропорций, чистота исполнения рисунка в виде прямых лучей восходящего солн-ца или листьев-лучей, вписанных в полукруг или ромб - верные признаки классических тра-диций. Такие наличники были современны эпохе классицизма - от истоков до последних его дней и никогда не были эклектичны. Это очень характерно для Ельца в отличие от северного города и деревни. Для периода развития архитектуры, когда бытовали такие наличники, харак-терно нечетное количество окон: по главному фасаду - три, пять, семь окон. Правильные, классические пропорции оконных проемов в домах этого периода подчеркивались наличника-ми с высокой верхней доской - фризом, отчего окно, да и весь фасад дома кажется выше, стройнее. Завершает фриз тонко прорисованный горизонтальный карниз, часто заканчивав-шийся треугольным фронтоном и иногда имевший "дентикулы" - сухарики, метким ритмом проходившие под карнизом. Наличники этого типа могли иметь на одном фасаде разный рису-нок и завершения, но располагались они всегда в определенном ритме.

Изображение солнца в декоре таких наличников - древняя память народа об языческих временах. В представлении наших предков окно - не только источник света, но и проем, сквозь который злые силы могут наблюдать их жизнь. Священное изображение солнца должно было отгонять эти силы так же, как и семантический заклинательный орнамент на одежде в местах незащищенных: вокруг ворота, на рукавах у запястья, по нижнему краю подола. От этих древнейших, тысячелетней давности представлений идут и елецкие традиции оформления жи-лищ.

К последнему, четвертому типу наличников можно отнести все остальные. Это и пропильная, сквозная резьба конца XIX века, широко распространенная по всему городу, и псевдо-русский стиль на зданиях кожвендиспансера по улице Ленина, № 125, жилого дома по ули-це К. Маркса, № 36, бывшего дома Заусайлова по улице Ленина, № 102. Сюда же можно от-нести и прекрасно выполненные наличники "со львами" в стиле модерн на здании школы Трансвзрывпрома по улице Ленина и множество других.

Велико разнообразие форм и рисунков наличников на деревянных улочках Ельца. Но каков бы ни был наличник - в нем всегда живет чувство любви к своему дому, городу, к его древ-ним строительным традициям. Чувство, высказанное в дереве.

СНОСКИ:

1 ВУА 18903, 1787 2 РГАДА. Ф.210. Кн.31. Г.959, 1694 г. 3 Ведомости о летних дачах Елецкого уезда - 1853 - РГВИА; ВУА 18910

А.А.Новосельцев